Осирис неоднократно упоминается в
"Текстах пирамид". Как уже было
сказано в главе о Гелиополе, "Тексты
пирамид" представляют собой сборник
текстов гетерогенного характера,
возникших к тому же в разное время, но
доминанта в них, несомненно,
гелиопольская: Осирис входит в
гелиопольскую эннеаду, возглавляемую
Ра. Вместе с тем в тех же текстах (Руr., §
350, 1267) говорится о враждебности Осириса
культу Ра. Таким образом, налицо две
тенденции: первая - Раи Осирис
враждебны, вторая - Осирис - член
гелиопольской эннеады, возглавляемой
Ра. Вторая тенденция явно более поздняя,
ибо она проходит красной нитью по всем
"Текстам пирамид" и прочно бытует
в более поздние эпохи. К сожалению, нам
ничего не известно о первой, более
древней тенденции и о том, каковы были
представления об Осирисе, но
совершенно ясно, что вторая тенденция,
к которой, несомненно, приложили руку
теологи Гелиополя, преодолела и
подавила вторую. Когда и как это
произошло - неизвестно.
В заупокойных текстах частных лиц
мемфисского некрополя (конец эпохи
Древнего царства) Осирис нередко
назван "владыкой Бусириса". Это,
безусловно, указывает на связь Осириса
как бога умерших с Бусирисом.
Итак, уже во времена Древнего царства
Осирис приобрел эпитет "владыка
Бусириса", разделив судьбу многих
египетских богов, которых почитали
издавна и в Нижнем и в Верхнем Египте.
Решить вопрос, где именно "родина"
Осириса, очень трудно, если вообще
возможно. Но судя по традиционной
иконографии Осириса, бог неизменно
изображается в верхнеегипетской
высокой белой короне, он все же "выходец"
из Верхнего Египта.
Осирис упоминается как в "Текстах
пирамид", так и в надгробиях вельмож
V-VI династий, следовательно, его культ
как божества преисподней начинает
приобретать значение именно в то время
(вернее, происходит письменная
фиксация этого явления). Несомненно,
однако, что возник культ значительно
раньше. В частности, Р. Антее допускает,
что миф об Осирисе сложился
приблизительно на 600 лет раньше, чем
были записаны "Тексты пирамид",
- это уводит нас к рубежу III и IV
тысячелетий до н.э.
В "Текстах пирамид" содержится и
древнейшая известная науке версия мифа
об Осирисе (Руr., § 1008). Здесь нет его
последовательного изложения, но из
многочисленных отрывков он
восстанавливается в следующем виде:
царь Египта Осирис был убит своим
братом Сетхом. Убийство произошло в
местности Недит (или Гехести), близ
Бусириса. Исида вместе
с другой сестрой Осириса, Нефтидой,
нашла его тело. Магическим даром
великой волшебницы Исида временно
вернула жизнь покойному мужу и зачала
от него сына Хора, которого воспитала в
болотах Дельты, в укромном месте. В
Гелиополе под председательством Геба
собрались боги разобрать преступление
Сетха, который отрицал свою вину.
Законным наследником Осириса на троне
Египта боги признали возмужавшего Хора,
сына Осириса. В мифе
имеется вставной эпизод об Оке Хора: во
время битвы между Хором и Сетхом
последний вырвал Око у Хора, но позже
Хор отобрал его у Сетха.
В известном уже "Памятнике [мемфисокой
теологии", о котором шла речь в главе
о Мемфисе и боге Пта, также содержится
версия мифа об Осирисе. Памятник создан
во времена XXV династии по приказу
фараона Шабаки, но, как уже отмечалось,
его текст восходит к Древнему царству.
В этой версии мифа нет упоминания о
насильственной смерти Осириса.
Происходит ссора между Хором и Сетхом.
Геб назначает Сетха царем Верхнего
Египта, а Хора - царем Нижнего Египта. Но
затем Геб меняет свое решение и отдает
во владение Хору всю страну. Хор таким
образом становится царем всего Египта.
Тонет Осирис, отец Хора. Хор при помощи
Исиды и Нефтиды извлекает тело
утопленника из воды на берег Нила
неподалеку от Мемфиса.
Эта версия мифа, по-видимому, не
получила широкого распространения,
уступив первенство той версии, в
которой Хор, Исида и Нефтида являются
носителями нравственного, а не
ритуального начала: Хор - воплощение
сыновней преданности и мужества, Исида
- самоотверженная жена и мать, Нефтида -
любящая сестра. Именно этот вариант
вошел в мистерии Осириса времени
Среднего царства и был распространен в
более поздние времена.
Как уже говорилось, Осирис начинает
приобретать влияние в египетской
религии в конце эпохи Древнего царства.
До этого времени гелиопольские
представления о солнечном боге Ра
доминировали в религиозном мышлении
египтян. Но уже во
времена Среднего царства Осирис не
только бог загробного мира, но и "властитель
дум". Об этом свидетельствуют данные
о мистериях Осириса в Абидосе, которыми
располагает наука.
Сюжет этих драматических религиозных
представлений составляли "страсти"
Осириса - эпизоды его жизни, его
страдальческая смерть. Актерами были
жрецы. Даже один фараон XIII династии, по
имени Неферхотеп, принимал как
действующее лицо участие в мистерии
Осириса, о чем говорится в составленной
им надписи. Наиболее
раннее упоминание об этих мистериях
содержится в стеле некоего Ихернефрета,
посланного фараоном Сенусертом III на
девятнадцатом году его царствования (приблизительно
1859 г. до н.э.) для ревизии абидосского
храма и происходивших там мистерий. "Из
его автобиографии видно, что мистерии
состояли из следующих обрядов. 1) Выход
Вепуата. Идол шакала на шесте выносился
из храма. Он указывал путь Осирису и был
его первым бойцом. 2) Выезжал сам Осирис
на своей барке, поражая врагов. На
корабль нападали "враги";
верховный жрец и свита отражали их. 3)
Далее следовал таинственный "великий
выход", во время которого Осирис был
убиваем Сетхом. Следовал плач. 4) Тот
перевозил тело Осириса в барке. 5)
Духовенство приготовляло тело к
погребению и перевозило на барке в
местность Пекер, где его погребали. 6)
Совершалась расправа над "врагами"
Осириса на месте его убиения в
местности Недит. 7) Ликование и
перевезение идола ожившего Осириса в
его храм в Абидосе. - Нередко в
абидосских надписях можно встретить
желания покойных видеть "красоты
Вепуата при первом выходе" или "поклониться
Осирису Хентиементиу ("вождю
западных") при его "великом выходе".
Подобные же мистерии справлялись,
конечно, и в Бусирисе, и вообще во
многих храмах, особенно в поздние
времена, когда почти везде, в Фивах,
Дендере, Эдфу и т. п., были устроены
отделения для культа Осириса".
Таким образом, мистерии Осириса
пользовались популярностью и,
несомненно, оказывали идеологическое
воздействие на зрителей.
Но были мистерии и другого типа. "Важнейшим
документом, проливающим яркий свет на
значение религии Осириса-Гора в связи с
культом умершего и живого фараона (этой
проблеме посвящены специальные
разделы книги. - М. К.), является папирус
с текстом коронационных мистерий
Сенусерта I. Наряду с изображениями,
иллюстрирующими все основные моменты
мистерий, папирус содержит текст речей
действующих лиц, подобие сценических
ремарок и перечень главнейших
аксессуаров...
Центральной фигурой мистерий
является молодой фараон, который
выступает в роли Гора и вокруг которого
происходит все действо. В
противоположность Гору, Осирис не
произносит ни звука в течение всех
мистерий, что, наряду с другими фактами,
дает возможность предположить, что
безгласную роль Осириса выполняет
мумия умершего фараона. Главным
моментом мистерий является коронация
молодого фараона - Гора, заключением же
- погребение Осириса.
Несмотря на то что папирус датируется
XX веком до н.э. (это так называемый
драматический папирус Рамессеум. - М. К-),
записанный на нем обряд мистерий
восходит, несомненно, к древнейшим
временам, на что указывают анализ и
язык текста и самого обряда. Таким
образом, этот папирус свидетельствует
о том, что уже в глубочайшей древности
культ Осириса был культом умершего
царя, равно как культ Гора - культом
царя живого".
Папирус Рамессеум образцово издан и
изучен К. Зете.
Как видно из приведенных фактов,
Осирис в мистериях представляет собой
именно бога-царя, невинно
пострадавшего за людей, но никак не
бога растительности.
Надо обратить внимание и на то, что
"воскрешение" Осириса весьма
условно. Он не возвращается к земной
жизни; на троне Египта его сменяет сын
Хор. Осирис же, "утомленный сердцем"
(wrd ib) в результате гонений и
перенесенных страданий, становится
царем .в потустороннем мире, судьей
умерших. Поэтому называть Осириса "умирающим
и воскресающим" богом более чем
неточно.
Аспект Осириса как бога
растительности проявляется в его
культе и мистериях значительно позднее,
в основном в греко-римское время.
Религиозную практику древних египтян в
поздние, особенно греко-римские,
времена отразил Плутарх в комментарии
об Осирисе как о боге растительности.
Итак, характер мистерий Осириса
меняется, на первый план выступает
растительный аспект бога. Фигура
умершего Осириса сооружается из ила с
предназначенными для прорастания
зернами хлебных злаков, или деревянные
контуры бога заполняются землей и
засеваются (иначе говоря, изображение
мертвого с заложенной в нем основой для
"воскрешения"). Такое изображение
Осириса покоилось в специальном
помещении храма. Через год изображение
торжественно заменялось новым с
восклицаниями "Мы нашли его!", а
старое предавалось погребению.
Водружение новой фигуры и погребение
старой были важнейшими моментами
нового типа мистерии.
О внутренней связи культа умершего
бога-царя с растительностью,
устанавливаемой на основании
этнографических данных,
преимущественно африканских,
говорилось выше. Неизвестно, однако,
почему сами египтяне осознали и
отразили эту связь лишь в мистериях
позднего типа - не ранее. Мистерии
нового типа приобрели широкую
популярность - они разыгрывались при
широком участии народа.
Очень интересные сведения содержит
стела египтянина Гемнеф-Хор-Бика, жреца
бога Осириса в городе Буто в Дельте (греко-римское
время): в мистериях Осириса участвовало
много людей, и связаны они были с богом
плодородия Мином.
Сведения об участии египтян в
мистериях сообщают Геродот (II, 3, 47-48, 61,
62, 170-171), Плутарх (Об Исиде и Осирисе, 28, 33,
36, 39), Гелиодор (Эфиопика, 260).
Немалую роль в поздних мистериях
Осириса играли плачи по Осирису Исиды и
Нефтиды. Тексты плачей содержатся в
папирусе Бремнер-Ринд (папирус
Британского музея № 10188) времени
Александра, сына Александра
Македонского, в
Берлинском папирусе № 3008 (II в. до н.э.)
и в очень позднем Луврском папирусе "Книги
мертвых" (№ 3079).
Тексты плачей различны, но бросается в
глаза их общая направленность, а также
общность опоэтизированного чувства
глубокой скорби и отчаяния.
Из содержания текстов папирусов
Британского и Берлинского музеев
следует, что это были ритуальные тексты,
исполняемые двумя жрицами, на плечах у
которых были написаны имена Исиды и
Нефтиды.
Ритуальные тексты мистерий Осириса
позднего времени сохранились как. на
стенах храмов, воздвигнутых в греко-римское
время, так и в папирусах. Потому нам
известно, что «произносилось и
совершалось в каждый час дня и ночи у
тела "Благого" (т. е. Осириса. - М. К.},
какие боги охраняли его покой, какие
формулы возглашал херихеб, какие
причитания пели жрицы, какие его сестры
и другие богини - плакальщицы".
Изданием и исследованием этих текстов
наука обязана X. Юнкеру.
Как уже было отмечено выше, характер
мистерий Осириса менялся со времен
Среднего царства до греко-римского
времени включительно, но основное
содержание их осталось прежним:
неутешная скорбь по невинно
пострадавшему богу,
облагодетельствовавшему человечество
и павшему жертвой зависти своего брата
Сетха. Вместе с тем это было выражением
надежды на светлое будущее, неуклонной
веры в то, что "благой" Осирис,
великий бог, царь преисподней,
верховный судья, обеспечит вечную
жизнь и блаженство любому смертному, не
исключая угнетенных и эксплуатируемых.
Мистерии Осириса разыгрывались в
последнюю декаду последнего месяца
сезона разлива (месяц хойак - по
фиванскому календарю).
Вопрос о причинах (социально-экономических
и исторических) превращения Осириса из
локального бога преисподней в Абидосе
и некоторых других местах во
всеегипетское божество вселенского
значения будет рассмотрен в разделе о
представлении египтян о загробной
жизни.
"Возвышение" Осириса отразилось
и на Исиде. Эта богиня была "родом",
кажется, из местности, которую египтяне
называли Пер-Хеби, греки и римляне -
соответственно Исайон и Исеум. В
настоящее время это Бехбет-эль-Хаггар,
расположенный на западном берегу
Дамиеттского рукава Нила, в восточной
части Дельты, недалеко от Мансура.
Здесь остались руины храма богини
Исиды, который начал строиться еще до
Лагидов и был завершен Птолемеем II
Филадельфом. Популярность Исиды в эту
эпоху очевидна. Расцвет культа богини
наблюдается в районе первого порога
Нила.
Исида упоминается уже в "Текстах
пирамид" как любящая сестра и
беззаветно преданная жена Осириса,
убитого Сетхом, как заботливая мать
Хора-младенца. Словом, в этих очень
древних текстах она предстает как
носитель высоких нравственных начал
богини-женщины. Это чрезвычайно важный
аспект Исиды, который она сохраняет на
протяжении всей истории египетской
культуры.
Другой ее аспект - "великая
волшебница", владеющая магией
наравне с богом Тотом (Исида временно
оживляет мертвого Осириса и зачинает
от него Хора). Способность Исиды - "великой
волшебницы" оживить умершего
сохраняется в религиозных
представлениях египтян вплоть до
заката египетской культуры.
Сочетание качеств образцовой жены,
матери и "великой волшебницы", а
также положение жены Осириса,
становившегося все более и более
популярным, обеспечило успех и Исиде:
из локальной богини поселения Пер-Хеби
она превращается во всеегипетскую
великую богиню-мать, культ которой
распространяется далеко за пределы
Египта - во многих странах древнего
мира Исида играет роль той же
вселенской богини-матери. Римский
писатель Апулей (II в. н.э.) в своем
знаменитом романе "Золотой осел"
вложил в уста ритора Мадавра (Северная
Римская Африка), посвященного в
таинства Исиды, следующие слова,
обращенные к богине: "Ты также святая
и вечная спасительница человеческого
рода". Кстати сказать, и сам Апулей,
весьма склонный к мистицизму, был
поклонником Осириса и Исиды. Некоторые
вопросы, связанные с культом Осириса и
Исиды вне Египта, будут нами
рассмотрены в разделе о влиянии
египетской религии на религии других
стран древнего мира.
Храмы, в которых разыгрывались
мистерии Осириса времен Среднего
царства, не сохранились. Но в Абидосе до
сих пор привлекает внимание ученых и
туристов прекрасный заупокойный храм
фараона XIX династии Сети I, достроенный
его сыном Рамсесом II.
Храм представляет наилучший образец
египетской архитектуры до греко-римского
времени. Он состоял из семи отделений,
посвященных божествам: Осирису, Исиде,
Хору, Пта, Хармахису, Амоиу и самому
Сети I (Хармахис - греческое название
одной из ипостасей Хора, а именно
большого сфинкса, считавшегося его
изображением). Вблизи храма - развалины
другого храма, воздвигнутого Рамсесом
II также в честь Осириса. Во времена
Среднего и Нового царств наблюдается
расцвет Абидоса, центра культа Осириса.
Считалось, что в Абидосе погребен
Осирис (часть некрополя, называвшаяся
Пекер), вернее, его голова. Гробницей
Осириса числили гробницу одного из
царей I тинисской династии - фараона
Джера. По окончании эпохи Нового
царства блеск Абидоса тускнеет и центр
культов Осириса и Исиды перемещается
дальше к югу, на острова близ первого
порога Нила - Филэ и Бигэ. На Филэ был
воздвигнут замечательный храм Исиды,
Бигэ стал считаться местом погребения
Осириса (его левой ноги).
В Абидосе же вплоть до IV в. н.э.
сохранился любопытный пережиток
культа Осириса в виде оракула бога Беса,
карликового божества из "свиты"
Осириса, о чем сообщает римский историк
того времени Аммиан Марцеллин.
|