Египет и античный мир
од
термином "античный мир"
подразумеваются страны греческой и
римской культуры и соседние с ними
ареалы, иными словами, довольно
обширный географический комплекс.
Вклад египетской религии в религиозное
мировоззрение стран этого комплекса
оценивался по-разному. Литература,
посвященная этой проблематике,
пополняется из года в год, ибо раскопки,
производимые в странах комплекса,
приносят все новые и новые
археологические находки,
подтверждающие проникновение
элементов египетской религии далеко за
пределы Египта.
Культы египетских божеств, проникших
к страны античного мира, естественно, "вжились"
в религиозную среду этих стран и
приобрели местный колорит, иногда
очень отличный от их египетского
оригинала. Исследование нового облика
египетских божеств и их культа не
входит в нашу задачу, ибо это не имеет
непосредственного отношения к религии
собственно древнего Египта. Настоящая
глава преследует более узкую цель. Мы
хотим показать, сколь широко было
распространено влияние религиозных
идей Египта в странах античного мира и
насколько популярны были здесь
египетские божества.
Проникновение египетских
религиозных представлений в
средиземноморский бассейн начинается
приблизительно с VI в. до н.э., т. е. со
времени более или менее тесного
соприкосновения Египта с греками. На
двух этрусских вазах того времени
изображено существо явно египетского
происхождения: это человеческая фигура
с головой животного (голова, несомненно,
воспроизводит голову Анубиса с
типичными для него ушами) и с большим
ножом в левой руке. Тот факт, что
египетское религиозное влияние имело
место и на Апеннинском полуострове,
доказывается небольшой бронзовой
статуэткой богини Уаджет в музее
Болоньи (приблизительно того же
времени). К сожалению, автор не
указывает, где именно был найден этот
памятник.
VII век до н.э. - знаменательная веха в
истории египетской культуры. Именно в
это время, в правление второго фараона
XXVI династии Псамтика I (664-610 гг. до н.э.),
греками была основана колония на
территории Египта, в Дельте, к юго-западу
от Саиса. Здесь возник большой город,
Навкратис (как бы предшественник
Александрии), сыгравший важную роль в
сближении египетской и греческой
культур. Из Навкратиса в бассейн
Средиземноморья устремился поток
египетских изделий, в немалой части
культовых, а вслед за ними стали
просачиваться и египетские
религиозные представления. С каждым
годом увеличивается число египетских
предметов, обнаруженных во время
раскопок в странах Европы. Более или
менее систематический их учет ведет
известный французский египтолог Ж.
Леклан в своих ежегодных отчетах.
Египетское влияние сказалось в
странах Средиземноморья, а позже и в
странах Римской империи, в состав
которой помимо самого Египта вошли
Балканы, Италия и ряд других стран
Западной и Восточной Европы, на которые
распространилась власть Рима. Даже
далеко не полный перечень
библиографических источников
свидетельствует о широте диапазона
египетского религиозного влияния в
странах древнего мира.
Уже в VII в. до н.э. в Греции сложилась
орфическая космогония, согласно
которой началом мира было яйцо,
оплодотворенное ветром. Этот образ, как
показал З. Моренц, заимствован из
гермопольского варианта египетской
космогонической системы. Культы
египетских богов встречаются и в
материковой, и в островной Греции,
например на острове Делос.
Основная струя египетского влияния -
распространение культа Исиды.
Представление об Исиде явилось
серьезным вкладом египетской религии в
религии стран античного мира. Культ
Исиды проник даже в дохристианскую
Германию, его следы обнаружены в Кёльне,
Майнце, Аугсбурге и Трире. Тацит (О
происхождении германцев и
местоположении Германии, 9) сообщает,
что свебы почитают Исиду среди своих
богов. Комментатор воспринимает это
сообщение римского историка с
необоснованным скептицизмом. Другие
данные, приводимые автором,
свидетельствуют о глубоком
проникновении египетского влияния на
германские земли вплоть до польской
Померании (недалеко от берегов Балтики).
Вполне понятно, что в Греции, Галлии, на
Апеннинском и Иберийском полуостровах,
в Британии и т. д. Исида имела местный
облик, во многом отличавший ее от Исиды
египетской. Но вместе с тем у них было и
что-то общее.
От поздних птолемеевских времен и от
времени римского господства как в
самом Египте, так и вне его сохранились
близкие по содержанию и направленности
греческие тексты, известные в науке под
названием аретологий Исиде - нечто
вроде торжественных песнопений,
адресованных этой богине, ярко
выражающих ее вселенский авторитет и
значение, ее милосердие и т. п. Тексты
эти свидетельствуют о том, что к тому
времени Исида, как великая богиня, уже
вышла за рамки египетского божества и
стала божеством эллинистического
порядка, т. е. универсальным. Вопрос о
происхождении аретологий, т. е.
конкретно о том, являются ли они
переводами с египетских текстов или
написаны греками в духе греческой
идеологии, конечно, очень интересный,
но в конечном счете все же
второстепенный. В аретологиях,
несомненно, наличествует египетский
субстрат ".
Вряд ли можно сомневаться в том, что
универсальный характер Исиды в
основном плод мышления греков эпохи
эллинизма. Исида в аретологиях -
божество интернациональное, и
исторически это вполне закономерно.
Крушение полисного мировоззрения в
странах греческого языка, а также:
умаление значимости номов в
птолемеевском Египте создали
предпосылки для возникновения новых
богов или преображения полисных и
номовых богов во вселенские. На исходе
эпохи независимости авторитет Исиды в
Египте неизмеримо. возрос, и ко времени
религиозно-культурного становления
здесь эллинизма она стала одним из
великих вселенских. божеств. С
возникновением Римской империи,
поглотившей и включившей в свои
границы всю ойкумену эллинизма,
влияние Исиды. быстро приобрело точки
опоры как в самом Риме, так и в
подвластных ему странах, по сути дела
чуждых эллинизму, каковыми были Италия,
Испания, Галлия, Британия, Германия и т.
д. Исида стала религиозной модой, и
распространение культа богини
определялось не только ее вселенским
характером, но и в значительной мере
нравственными запросами народов,
подготовивших почву для возникновения
христианства. Никакая другая религия
стран древнего Востока" разумеется
кроме христианства, не отвечала этим
запросам в такой мере, как египетская,
или, вернее, порожденный ею культ Исиды.
Последний распространился в античном
мире одновременно с христианством,
вызванный к жизни теми же социальными и
моральными запросами масс -
потребностью в утешении, защите, в
справедливости при жизни на земле и
после смерти.
Для античного мира культ египетской
богини был особенно привлекателен.
Греческие боги, как и простые смертные,
подчинялись слепой судьбе, по
египетским же представлениям судьбы
людей вершили боги. Перспектива
заступничества всемилостивой и
всемогущей богини - вот что влекло к
Исиде всех, кто искал утешения и
спасения от опасностей, таящихся в
окружающем грозном мире. Иначе говоря,
богиня Исида была как бы
предшественницей самого Христа. Именно
в этом плане популярность Исиды
понятна и научно объяснима.
Однако победоносное шествие Исиды по
странам античного мира не было
беспрепятственным. Оно встречало
сопротивление римских властей, но при
императоре Домициане культ Исиды не
только стал дозволенным, но и поощрялся
самим императором. Вместе с тем ряд
авторитетных и влиятельных лиц
подвергали культ Исиды осмеянию,
обвинению в безнравственности и т. п.
Такие Же обвинения выдвигались против
иудаизма и христианства.
Можно с уверенностью сказать, что
культ Исиды в какой-то мере расчистил
путь для христианства. Распространению
египетского влияния в античных странах
активно способствовали и сами египтяне.
Например, в греческом тексте папируса
Оксиринх № 1381 содержится призыв ко "всему
миру греческого языка": "каждый грек да
благословит Имхотепа, сына бога Пта".
Пропагандистская направленность этого
текста очевидна. Без сомнения,
существовало немало и других подобных
произведении.
|