Гермополь
ревний
Гермополь расположен в
Среднем Египте. Современное арабское
название Эль-Ашмунейн происходит от
коптского Шмун, восходящего к
египетскому Хмун - "восемь", что
обозначает восьмерку местных богов,
или огдоаду. Греки называли этот город
Гермополем, так как отождествляли
главного бога города - бога Тота - со
своим Гермесом. От древнего Гермополя
ничего не осталось. Располагался город
на западном берегу Нила, недалеко от
того места, где от русла Нила
ответвляется на запад канал Бахр-эль-Юсуф.
Некрополь Гермополя находился в
местности, именуемой в наше время Туне-эль-Гебель.
Гермополь был метрополией Заячьего
нома, правителей которого погребали в
расположенном неподалеку Эль-Берше.
"Восемь" как название Гермополя
в "Текстах пирамид" вовсе не
встречается, но начиная со времени
Среднего царства оно фигурирует в
разных текстах. После падения
централизованной монархии Древнего
царства правители Гермополя
почувствовали себя самостоятельными:
они датировали свои надписи не годами
правивших фараонов, а годами
собственного правления. "Они редко
называют фараонов по имени, хотя и
говорят о себе как об их вельможах. Эти
Аханахты, Ихи, Нехери, Тотнахты и т. п.
владели знаменитыми хатнубскими
копями, в которых дошло до нас много
длинных курсивных надписей с
изложением обстоятельств экспедиций
для разработки их в видах сооружения
храма Тоту. Они самостоятельно
распоряжаются этим государственным
имуществом и уже при VI династии
доставляют царю алебастр скорее как
подарок, чем в качестве повинности.
Здесь же номархи говорят о своих
заслугах по отношению к жителям своего
нома и его богу - покровителю Тоту. Эти
надписи чрезвычайно интересны для
представления о развитии
самостоятельности номархов и истории
этого времени".
Раскопки германской археологической
экспедиции в: 1928-1933 гг. дали
представление о плане Гермополя: в
северной части города была большая
священная площадь, окруженная толстой
каменной стеной, за которой укрывалось.
население в случае вражеского
нашествия. Тут же находился храм бога
Тота. Рамсес II соорудил здесь и храм
Амона. В гермопольском
разделе папируса Харрис I повествуется
об отчислениях в пользу Тота,
установленных Рамсесом III, и об
обновлении стены, окружавшей священную
площадь.
Религиозная система Гермополя
известна в основном по текстам
позднего времени, в значительной мере
происходящим не из самого Гермополя, а
из других религиозных центров. Прежде
всего следует отметить, что между
огдоадой Гермополя и богом Тотом нет
такой органической и тесной связи, как
между Ра и его эннеадой. Знаменательно,
что название "Восемь" город
получил в честь восьмерки богов,
состоящей из четырех пар божеств, в
число которых бог Тот не входил. Эти
четыре пары (каждая состояла из бога и
богини), вне всякого сомнения, не были
исконными богами ни самого Гермополя,
ни близлежащих мест; они - результат
теологической спекуляции жречества.
Этими четырьмя парами божеств были
представлены стихии, из которых возник
организованный мир: Нун и Наунет -
первобытный океан, Хух и Хаухет -
бесконечность пространства, Кук и
Каукет - мрак, Амон и Амаунет - невидимое.
Вряд ли следует подчеркивать в высокой
степени абстрактный характер этих
божеств. Можно даже сказать, что эти
четыре пары божеств были в большей мере
символами, обозначавшими четыре начала,
чем божествами, их олицетворявшими.
Изображались боги с головами лягушек, а
богини - с головами змей. Следует
подчеркнуть, что Нун и Наунет - символы
первобытного океана входят и в цикл
мемфисских божеств, а Нун фигурирует
как первобытный океан и в
гелиопольском учении о создании богов
и мира. Невозможно сказать, кто у кого
заимствовал имена божеств и что за ними
скрывалось. Всякие догадки на этот счет
более чем рискованны. Ограничимся лишь
констатацией связей и взаимовлияний,
что само по себе крайне важно.
Взаимовлияния проявлялись на почве
Гермополя в различных, друг с другом не
согласованных и порой запутанных
формах, и попытки систематизировать их,
привести к общему знаменателю обречены
на неудачу. По причине скудости
источников, неопределенности
содержащейся в них информации трудно
сказать, каковы были взаимоотношения
между огдоадой и Тотом. Не ясен ни самый
процесс теогонии и космогонии, ни роль,
какую в этом процессе играла огдоада.
По поздним данным, из Фив огдоада,
завершив процесс творения, удалилась
на холм Джеме (современное Мединет Абу).
Здесь умерли и погребены все ее члены.
Б. Тураев приводит ряд выдержек из
текстов птолемеевского времени, в
которых говорится о деятельности
членов огдоады при создании вселенной.
Боги проходят под титулами: "отец
отцов всех богов", "сотворивший
горняя, давший бытие дольним» и т. п. "Из
этих текстов достаточно ясно, что с
ними было соединено представление о
мироздании".
По совокупности данных главным в
гермопольской теогонии и космогонии
было: во-первых, появление из
первобытного океана первозданного
холма на месте Гермополя; во-вторых,
возникновение на холме чудесного
лотоса; в-третьих, рождение из этого
лотоса бога-ребенка с пальцем у рта.
Этим последним актом завершается
сотворение мира и солнца;
бог-ребенок порождает других богов и
людей, причем о людях говорится, что они
появились "из глаз" бога
(вспомним слезы бога Pa!) - об этом же
сообщается в текстах храма Эдфу.
Существовала и другая гермопольская
версия космогонии и теогонии, но
информация о ней скудна и
противоречива. Суть версии в следующем:
неизвестно, от кого и как в Гермополе
появилось божественное яйцо, из
которого произошел сам бог Ра,
сотворивший затем других богов.
Знаменитый Петосирис, верховный жрец
бога Тота в Гермополе в начале
македонского владычества, повествует о
том, что скорлупа этого божественного
яйца зарыта на земле Гермополя.
Имя бога Тота встречается уже в "Текстах
пирамид" и в других религиозных
текстах более позднего времени. Из-за
отсутствия информации в источниках до
сих пор не представляется возможным
установить, когда, почему и как бог Тот
стал верховным богом в Гермополе,
возглавлявшим огдоаду. Видимо, это
произошло довольно поздно.
В птолемеевские времена о боге Тоте
вполне определенно говорится как о
демиурге и победителе сил мрака.
В "Тексгах пирамид» и в ряде других
Тот проходит как бог луны.
В уже упомянутой "Книге Коровы"
рассказывается, как бог Ра приказал
богу Тоту быть его заместителем,
везиром на небе: луна - помощник солнца
в освещении земли. С Тотом в качестве
бога луны связывалось представление о
времени (фазы луны), счете, знании
письма и всех наук, в первую очередь
магии. Тот считался
богом-покровителем профессиональных
писцов. Сохранился ряд молитв,
адресованных писцами своему богу (например,
папирусы Анастаси III, 4.12-5.4; Анастаси V,
4.2-10.2; Салье I, 8.2-8.6). На виньетках 125-й
главы "Книги мертвых" Тот
фигурирует как писец великого суда
богов в загробном мире, он активно
участвует в вынесении окончательного
приговора душе умершего, сердце
которого взвешивается на точных весах.
Отсюда Тот - "владыка Истины",
судья в мире богов и покровитель судей.
В известной мифологической сказке о
"Злоключениях Хора и Сетха" Тот
является писцом эннеады. Во времена
Нового царства бог Тот считался
творцом разных языков. Отмечено, что по
крайней мере в двух текстах он назван
"отличающим язык [одной] страны от [языка]
другой".
В мифологической истории Египта, в
истории фараонов - богов, Тоту отведено
определенное место, он правил после
бога Хора и до богини Маат, причем на
его царствование приходится 7726 лет.
В мифах и легендах Тот в качестве
фараона не выступает. Тот "не вызывал
своим именем в египтянах представления
о своей роли в качестве фараона, как это
мы видим относительно богов эннеады и
Гора; гораздо охотнее они видели в нем
не царя, а его советника и визиря.
Египтяне не могли представить себе
своей страны иной и в иных условиях, чем
они ее видели; бюрократическое
устройство с фараоном во главе должно
было быть современным ей и возводилось
к богам".
Бог Тот был весьма популярной фигурой
египетского пантеона на территории
всего Египта во все времена. По
характеристике Б. Тураева, он был у
египтян "идеалом высшей премудрости
и правды, олицетворением лучших сторон
человеческой природы, воплощением идеи
откровения" и олицетворением ума.
Культ этого божества был широко
распространен в стране. Помимо
Гермополя (Hermopolis magna) и Малого Гермополя
(Hermopolis parva) культ Тота существовал в
Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме,
Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе,
на Синае, в Нубии и т. д.
Как подметил Б. Тураев, "у
большинства египетских божеств
женские дополнения были искусственны и
бесцветны". В
качестве супруги Тота чаще всего
фигурирует богиня письма Сешат, затем
богиня истины Маат и, наконец,
Нехемауит. Встречаются и другие, редко
упоминаемые богини. Подобного рода
неопределенность порождена
отсутствием устойчивой мифологической
традиции, связанной с богом Тотом. В
рамессидовские времена в Саисе матерью
Тота считалась богиня Нейт. В
птолемеевские времена его матерью в
Гермонте названа богиня Раит-Тауи.
Луна ассоциировалась не только с
Тотом, но и с другими богами. Прежде
всего с членом фиванской триады богом
Хонсу, о котором будет подробно сказано
в следующей главе. В поздних текстах
нередко говорится о божестве Хонсу-Тоте.
Был еще лунный бог Дуау, недвусмысленно
названный луной в одном позднем тексте.
Нельзя обойти молчанием и бога Яха. "Ях"
означает "луна". Иногда это слово
пишется с детерминативом бога, и тогда
оно обозначает луну как божество.
Здесь следует отметить, что теофорные
имена фараонов XVIII династии содержали в
своей теофорной части имена богов, а
именно: Амона, Тота и Яха - было четыре
Тутмоса, четыре Аменхотепа и один Яхмос
(родоначальник династии). Имена эти
означают: "Тот родил его", "Амон
доволен", "Ях родил его". Таким
образом, эти имена указывали на
божественное происхождение фараона.
Показательно, что из 16 фараонов XVIII
династии пять носили теофорные имена,
связанные с именами богов луны.
Священным животным Тота был ибис, а в
более поздние времена и павиан.
|